ДОСТУПНАЯ СРЕДА

 

    ДОУ посещают дети с ОВЗ и дети-инвалиды, для которых необходимы специально созданные условия. Для воспитанников 5-6 лет с речевыми нарушениями функционирует группа комбинированной направленности, оснащение которой направлено на коррекцию и профилактику речевых нарушений.    Дети с ОВЗ от 3 до 5 лет получают логопедическую и психологическую помощь, посещая группы общеразвивающей направленности. Дети-инвалиды воспитываются в группах общеразвивающей направленности, в которых созданы все необходимые условия для пребывания и обучения. Воспитатели и специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья прошли курсы повышения квалификации на тему: «Инклюзивное образование: особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ», что позволяет грамотно и эффективно организовать работу с воспитанниками.

В учреждении реализуются адаптированные образовательные программы: для детей с с нарушениями речи (фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, ); для детей с задержкой психического развития. Программы реализуют  нижеуказанные специалисты во взаимодействии с педагогами МБДОУ.

  • Забеленкова Наталия Владимировна: образование – высшее,  1 квалификационная категория, стаж работы в занимаемой должности – 19;
  • педагог-психолог Климова Оксана Николаевна: образование – высшее, стаж работы в занимаемой должности – 28 лет.

Занятия проводятся в логопедическом кабинете и кабинете педагога-психолога, в которых обеспечены благоприятные условия для совершенствования педагогического процесса, стимулирования деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, повышения эффективности и качества коррекционного обучения, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам коррекционно-обучающего обучения. Данные кабинеты являются важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды.

 Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Специально оборудованные учебные кабинеты:

 Групповые помещения.

В дошкольном учреждении создана безбарьерная среда, позволяющая комфортно чувствовать себя воспитанникам, в том числе и лицам с ОВЗ. В учреждении оборудовано 7 групповых помещений, оборудованных для проведения практических занятий, организации оптимального двигательного режима, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

 

Кабинет учителя-логопеда

 С целью осуществления коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения, в учреждении функционирует кабинет учителя-логопеда. Кабинет предназначен для индивидуальной, и подгрупповой работы, а также для проведения диагностического обследования речевого развития детей.

 – центр индивидуальной коррекции речи, который оборудован настенными зеркалом, методическими пособиями, необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Подобранный материал наполнен не только коррекционным содержанием, но и занимательным смыслом. Он захватывает и увлекает ребенка, заставляет его быть активным, помогает преодолеть трудности в речи.

– центр обучения грамоте оборудован несколькими видами разрезной азбуки, кассой букв, картотеками игр и упражнений для развития навыков звукового,  слогового и буквенного анализа, синтеза на все буквы алфавита. Каждый ребёнок  получает возможность практически действовать с учебным  материалом.

– центр развития лексико-грамматического строя представлен различными настольно-печатными играми, которые помогают актуализировать словарь, накопленный на занятиях, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном употреблении  грамматических форм языка.

–  центр моторного и конструктивного развития содержит материалы для самостоятельных игр детей на развитие мелкой моторики. Особое значение здесь приобретает деятельность, которая позволяет совершенствовать  двигательные навыки. Ребенок в соответствии со своими интересами и склонностями может выбрать любой вид деятельности.

 –  центр информационно-компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей. В работе используются различные компьютерные игры.

        Кабинет педагога-психолога

     Кабинет педагога-психолога предназначен для осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию познавательной и эмоциональной сферы развития воспитанников, диагностики психологической готовности ребёнка к обучению в школе, консультирования родителей.

   Кабинет оснащён детской мебелью (столы, стулья), набором методических материалов для развития и коррекции психических процессов детей дошкольного возраста, играми на сенсорное развитие, бизибордами из серии «Занятный дом», настольно-печатными, дидактическими играми на развитие мышления, воображения, логики дошкольников и т.п.

Музыкальный зал

Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводится ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр,учебно методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

Библиостудия

      Содержание библиостудии соответствует программе «От рождения до школы».  Библиотечный ресурс доступен для всех воспитанников ДОУ, в том числе и детей с ОВЗ. Книги размещены по тематикам (сказки, книги о Родине, рассказы и т.п) на открытых стеллажах, расположенных на уровне детей. Возможно использование книг педагогами для проведения занятий по речевому развитию, приобщению воспитанников к миру художественной литературы, индивидуальной работы.

Объекты спорта, приспособленные для использования  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Физкультурный зал

  В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется необходимое оборудование и спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы, соответствующие правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту. 

   На территории детского сада расположены  спортивная площадка: с оборудованием по развитию основных видов движений (бега, ходьбы, метания, прыжков (яма для прыжков в длину); оборудованием для обучения детей элементам спортивных игр.

 

Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 В детском саду используются средства обучения и воспитания, соответствующие ФГОС ДО, Основной образовательной программы ДОУ, Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с  ОВЗ (фонетико-фонематическое недоразвитие), Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с  ОВЗ (задержка психического развития), Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с  ОВЗ (общее недоразвитие речи).

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.)
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. д.)
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
  • спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).

Педагогические кадры прошли курсы повышения квалификации по программе инклюзивного образования и имеют достаточную квалификацию для работы с воспитанниками с ОВЗ.

 

Методический кабинет

    Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Средства обучения и воспитания сформированы по видам:

  • методическая литература;
  • наглядно-методические пособия;
  • дидактические пособия;
  • наглядно-дидактические пособия;
  • наглядные пособия

     Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы «уголки», которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей: конструирование, общение, изобразительное творчество. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

 Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», системой видеонаблюдения. В коридорах размещена световая разметка (полосы на лестничных маршах). Вход оборудован тактильной вывеской «Название учреждения» со шрифтом Брайля. Доступ в здание для маломобильных групп населения обеспечивается при помощи персонала дошкольного учреждения. Около входной двери расположен звонок для вызова сотрудника с целью оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги).

Специальные условия питания

  В детском саду организовано 4 разовое питание согласно примерному 10 дневному меню, разработанному на основе физиологических норм питания. В меню представлены разнообразные блюда, между завтраком и обедом дети получают второй завтрак в виде соков и фруктов. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, творог, мясо, рыба.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

 

Специальные условия охраны здоровья

    В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.   Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МБДОУ функционирует медицинский и процедурный кабинеты. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН. На основании заключённого договора медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляют медицинские работники ТОГБУЗ «ГДП Коваля г. Тамбова». Они организуют систематический контроль  за состоянием здоровья воспитанников, проводят консультации для воспитателей, родителей, профилактические мероприятия   по предупреждению заболеваний  среди воспитанников (профосмотры). Всем  педагогическим составом пройдены курсы «Первая доврачебная помощь».

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи СП 2.4.3648-20.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ  предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ «Детский сад № 57 «Катюша» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На сайте дошкольного образовательного учреждения имеется страничка «Лучшие интернет-ресурсы для детей», рекомендуемые для использования  педагогами и родителями в работе с детьми. Однако, доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам в детском саду не предусматривается.

Электронные образовательные ресурсы:

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это:

  • мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
  • музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Дата подписания: 2022/08/03 14:19:18 +03'00'; Пекишева Елена Николаевна; заведующий МБДОУ "Детский сад № 57 "Катюша"; Сформированный уникальный программный ключ: 00 ee e4 24 19 31 a8 bd fbПаспорт доступности объекта социальной инфраструктуры МБДОУ “Детский сад № 57 “Катюша”